Приходи на меня посмотреть спектакль

Впервые с историей, описанной в пьесе Надежды Птушкиной "Пока она умирала", российские телезрители познакомились в 2000 году в фильме "Приходи на меня посмотреть". Его поставили Олег Янковский и Михаил Агранович. Но ранее продюсерский центр «ТеатрДом» представил спектакль "Старая дева", отзывы о котором были очень теплыми. Эта трогательная история запомнилась зрителям своей тонкой сюжетной линией. В ней сочетаются времена давно минувшие и сегодняшние реалии. Занятые в спектакле "Старая дева" актеры не нуждаются в представлении: Инна Чурикова, Александр Михайлов, Татьяна Васильева.

Странная история

Фильм "Приходи на меня посмотреть" появился в то время, когда с экранов телевизоров лились реки крови, "братки" мерились крутизной и замысловатостью конфигураций пальцев на сходках, символом этой эпохи стал "Бандитский Петербург", и другая жизнь осталась где-то в прошлом. И то, что знаменитый актер Янковский с режиссером Аграновичем взялись за разработку такого странного для той эпохи сюжета, было необъяснимо.

Исполнитель главной роли так пояснил этот кинематографический вираж:

Это была «проба пера». В потоке чудовищно-черного кино захотелось вдруг снять какую-то добрую, светлую историю, захотелось какой-то сказки и доброты. Хотя я исповедую и люблю другое кино.

Но идея попала в цель: на конкурсе "Выборгский счет" в 2001 году фильм стал победителем. И с тех пор его демонстрируют перед новогодней ночью почти так же регулярно, как "наше все" – "Иронию судьбы, или С легким паром!".

Сюжетная линия

Сюжет фильма и спектакля "Старая дева" с Чуриковой, Михайловым и Васильевой в главных ролях весьма обычный в контексте российских представлений о внезапном счастье, что объясняется ежегодным предновогодним просмотром кинокомедии Эльдара Рязанова.

Живет себе семья, состоящая из женщины Татьяны и ее больной матери Софьи Ивановны, которая вот уже 10 лет прикована к инвалидной коляске. Их существование наполнено тишиной, заботой друг о друге, старыми воспоминаниями и принятием бытия таким, какое оно есть.

Татьяна никогда не была замужем и считается старой девой. А поскольку она давно перешагнула рубеж 45 лет ( в спектакле – 55 лет) и круг ее общения состоит из матери и сослуживцев на работе, то надежда на устройство личной жизни в ее душе давно умерла. Ее дни похожи друг на друга и состоят из выполнения должностных обязанностей на работе и вечернего общения с матерью.

Празднование Нового года каждый раз совершается по давно заведенному ритуалу: Татьяна наряжает елку старыми (еще стеклянными) игрушками, каждая из которых связана с определенным воспоминанием. И вместе с Софьей Ивановной они возвращаются в прошлое, где было счастье и все были живы и здоровы.

Вероятно, именно атмосфера старых воспоминаний, так тонко переданная и в фильме, и в спектакле "Старая дева" (и отзывы это подтверждают), делают эту постановку такой близкой практически всем возрастным категориям зрителей.

А затем приходит момент применить слово "вдруг".

Разговор по душам

Итак, все предопределено и идет своим порядком, однако Софью Ивановну за неделю до Нового года начинают одолевать нехорошие предчувствия о скором уходе из этого мира. Это неудивительно: возраст у пожилой дамы почтенный, здоровье не радует, и все, что ее еще способно удержать на этой земле, – это материнские чувства и беспокойство за дочь, которая останется в полном одиночестве. И Софья Ивановна решительно приступает к обсуждению с Татьяной этой неприятной, но возможной реальности.

Именно этот момент спектакля "Старая дева", по отзывам зрителей, считается началом динамичного раскручивания сюжетной линии. Игра актрис Чуриковой и Васильевой (которую иногда заменяет Зинаида Шарко) требует филигранной точности в передаче оттенков настроения каждой из героинь.

Неожиданный посетитель

Софья Ивановна (Татьяна Васильева) достаточно реалистично смотрит на жизнь: она понимает, что то существование, которое вынуждена принять ее дочь, не способствует завязыванию длительных отношений с мужчинами. Но ей очень хочется, чтобы ситуация каким-то образом изменилась и она могла бы оставить свою Таню в надежных руках.

Если внимательно понаблюдать за диалогом матери и дочери, то можно уловить в мельчайших интонационных оттенках и мизансценах диаметрально противоположные желания одной и другой. Софья Ивановна полна решимости провести полную "инвентаризацию" судьбы Татьяны, а та, в свою очередь, делает все от нее зависящее, чтобы перевести этот разговор в привычное и безопасное бытовое русло. Это очень тонкий психологический момент, в котором раскрываются характеры обеих героинь: волевой и настойчивый матери и мягкий и терпеливый дочери.

На этом месте диалог прерывается: сначала из-за того, что погас свет, а затем по причине внезапного звонка в дверь. На сцене появляется новый персонаж – Игорь, который перепутал адрес. Что-то это нам напоминает.

Два взгляда на роль

Герой Александра Михайлова предстает на первых порах эдаким стареющим героем-любовником, что, по отзывам на спектакль "Старая дева", совершенно не подходит актеру. Если сравнивать рисунок роли, представленный Олегом Янковским в фильме "Приходи на меня посмотреть", и передачу характера того же Игоря в исполнении Михайлова, то можно увидеть существенную разницу.

Герой Янковского ироничен, практичен, немного эгоистичен и органичен в качестве опытного ловеласа. Он с некоторым интересом наблюдает за самим собой, оказавшимся в странном положении, решая по ходу дела вопрос: нравится ему находиться в непривычной для себя роли или нет? Можно сказать, что его Игорь одновременно и участник, и зритель в создавшейся ситуации.

Михайлов: рисунок роли

Совершенно иной Игорь в исполнении Александра Михайлова в спектакле "Старая дева" с Чуриковой. Отзывы о рисунке этой роли самые разные. Некоторым зрителям герой представляется похожим на персонаж из фильма "Любовь и голуби".

Читайте также:  Рецепт торта с алкоголем

Но гораздо больше таких, кому этот "дядька в возрасте" понравился своей основательностью, чувством юмора, в котором отсутствует сарказм; а также плохо скрываемой добротой, чем так ценятся русские мужчины. И если у Олега Янковского герой с прохладной энергетикой, то у Михайлова Игорь, несмотря на все его попытки казаться отстраненным, – искренний человек.

Что же касается обстоятельств, благодаря которым состоялась встреча двух одиночеств, то они вполне привычны для российского зрителя: шел к одной женщине, а попал к другой.

Ищите женщину

Итак, интрига заключается в следующем: солидный мужчина, холостой и обеспеченный, направляется в гости к своей молодой любовнице, которая лет на 30 (как минимум) моложе его. По указанному на листке бумаги адресу он обнаруживает не ожидающую его нимфу, а женщину бальзаковского возраста, которую по странному стечению обстоятельств также зовут Татьяна. И других дам с таким именем в квартире больше нет. Женщина любезно подсказывает ему, что домов с таким номером несколько и даже вручает ему свечу для безопасного спуска по лестнице (свет, как мы помним, выключили).

Но Игорь, так зовут нашего ловеласа, не успев отойти на несколько шагов, слышит возглас дамы, подвернувшей ногу на банановой кожуре, валявшейся на полу. Он как джентльмен предлагает ей свою помощь. Она поначалу отказывается, но через несколько минут ей приходит в голову мысль о том, что последние дни ее умирающей матери могут быть скрашены мыслью об устроенной судьбе дочери. Взывая к христианскому милосердию случайного знакомца, Татьяна предлагает ему подыграть ей в спектакле для Софьи Ивановны и получает его согласие.

Отзывы о спектакле "Старая дева" с Чуриковой в главной роли свидетельствуют о том, что актриса прекрасно передала всю гамму чувств своей героини: это было и смущение, и настойчивость, и самоирония, и страх перед отказом. Многие зрители пишут о том, что с интересом наблюдали за развитием событий в этом эпизоде: дуэт Чурикова – Михайлов был образцом актерской игры.

Актерское трио

Для любого театра спектакль "Старая дева", прописанный в репертуаре, означает что в составе труппы служат актеры с высоким уровнем профессионализма.

Подтверждение тому – прекрасная сыгранность трио Чурикова, Михайлов, Васильева (или Шарко). В нем каждый ведет свою партию таким образом, чтобы это было равноправным партнерским исполнением, а не сольным номером одного из них.

Даже если вы не видели спектакля "Старая дева" с Чуриковой, Михайловым и Васильевой, отзывы о нем могут вполне передать ту атмосферу домашнего уюта и взаимной заботы, которую удалось создать актерам.

Об игре Татьяны Васильевой хотелось бы поговорить особо. Эта актриса разноплановая и весьма точно передавшая суть роли, которая была ею сыграна и на экране, и на сцене. Казалось бы, как можно раскрыть характер героини, которая практически все время находится в инвалидном кресле? Васильевой это удалось, несмотря на то что в ее распоряжении была только возможность использования жестов и интонации: в фильме "Приходи на меня посмотреть" есть возможность на крупных планах увидеть выражение глаз актрисы. И становится понятным, почему герой Олега Янковского при всей своей иронии не смог устоять против мягкого влияния этого взгляда.

Встреча и знакомство

Итак, герой переступает порог дома, являющегося "царством женщин". Первое, что он делает, – это звонит по телефону своей молоденькой пассии, чтобы предупредить ее об опоздании и объяснить его причину. Разумеется, это стандартная фраза "нахожусь на совещании". Девица оказалась не так уж и глупа: она перезвонила на номер, с которого был совершен звонок (ее телефон был с определителем). Трубку подняла другая Татьяна, и после нескольких фраз ее лицо начало меняться, отражая сложную игру мысли. Инна Чурикова в этом эпизоде продемонстрировала все оттенки эмоций, которые могла бы испытывать интеллигентная дама, основными собеседниками которой были книги классиков, в том числе Диккенса.

О нецензурных элементах

Об актерской игре Чуриковой, Михайлова и Васильевой в спектакле "Старая дева" отзывы, касающиеся этого момента, неоднозначные. В частности, некоторые зрители упрекают Инну Михайловну за однократное произнесение матерного слова. Однако попробуем взглянуть на этот эпизод с иной стороны: актриса произносит это слово так, как будто читает его в классическом литературном тексте.

То есть это было сказано ровным голосом, без энергетического компонента, как будто героиня совершенно не понимает, что именно она повторяет вслед за собеседницей на другом конце телефонной трубки.

Пожалуй, это была не пошлость, как пытались представить игру Чуриковой некоторые зрители, а вполне осознанно примененный актерский прием.

Забытый мир

Мир, в котором неожиданно для самого себя оказывается герой А. Михайлова, возвращает его в атмосферу давно забытых отношений, где главной является тихая радость от возможности делать что-то для близкого человека. В спектакле "Старая дева", продолжительность которого – около трех часов, ничего не говорится о жизни главного героя до момента его появления в этой квартире.

Однако можно предположить, основываясь на чертах его характера, что когда-то в его жизни произошли события, полностью изменившие ее ход и взгляд на нее. Установив определенные границы, которые он не позволяет никому переходить, Игорь периодически развлекает себя ни к чему не обязывающими интрижками. Вот почему его так привлекло общение с этими двумя женщинами: с ними тепло, спокойно и можно быть самим собой.

Именно эту атмосферу удалось передать актерам настолько хорошо, что ее почувствовали зрители, о чем свидетельствуют отзывы.

За миром в душе

Дальнейшее развитие событий вы, вероятно, знаете или догадываетесь о том, что произойдет в новогоднюю ночь.

Даже если вы смотрели фильм, то непременно найдите возможность побывать на спектакле "Старая дева". В Королеве Московской области он будет идти 11 февраля в ЦДК им. М.И. Калинина.

Читайте также:  Полезные свойства пареной калины

А 24 марта 2019 года зрители смогут увидеть любимых артистов в ДК "Выборгский" по улице Комиссара Смирнова, д. 15. Ближайшая остановка метро – "Площадь Ленина" в СПб. Спектакль "Старая дева", по отзывам, – одна из тех постановок, которые называют "уходящая натура".

Верьте в чудеса

15 лет назад состоялась премьера единственного фильма Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть». Эта картина завоевала сердца миллионов и сразу же вошла в золотой фонд новогоднего кино. История напомнила людям, что чудеса случаются, нужно только верить в них. Мы узнали, как режиссер просил благословения, чтобы снять в фильме Екатерину Васильеву, и за что Ирина Купченко получила пощечину от Олега Янковского.

В центре сюжета история матери и дочери, живущих в уютной старинной московской квартире. Мама (Екатерина Васильева) уже 10 лет не ходит, дочь все это время находится рядом, ухаживает за ней, совсем забыв про личную жизнь. Вдруг пожилая женщина говорит единственной дочери, что скоро умрет, но у нее на сердце камень из-за того, что та ни разу не была замужем. Дочка (Ирина Купченко) так бы и осталась старой девой, если бы на пороге их квартиры не появился Игорь (Олег Янковский) с шампанским и букетом роз. Он шел к своей любовнице, но случайно перепутал дом. Татьяна привела его к маме и выдала за своего жениха, Игорь от неожиданности подыграл ей. Но спустя неделю и он, и она поняли, что влюбились. Под бой курантов Игорь сделал Татьяне долгожданное предложение, а мама решила, что сможет пожить «еще годик, ну, может, два».

Идея снять фильм возникла во время съемок «Крейцеровой сонаты» в 1987 году, где Янковский сыграл главную роль, а будущий второй режиссер «Приходи на меня посмотреть» Михаил Агранович был оператором.

— Мы полетели доснимать «Сонату» в Рим, — дополняет деталями Михаил Леонидович. — И вот в скромном номере гостиницы, где мы с Олегом выпивали и закусывали привезенным из Москвы толстолобиком в томате, появились мысли снять кино с душевной историей. Но мы поговорили и забыли об этом, как часто бывает.

В фильме звучит пронзительный романс Ахматовой «Приходи на меня посмотреть».

Только спустя 12 лет Янковский и Агранович вернулись к мыслям о фильме.

— После того как я посмотрел во МХАТе спектакль «Рождественские грезы», подумал: почему бы не снять фильм по этой пьесе, — продолжает Агранович. — Тем более персонажи пьесы попадали в канун праздника в комические ситуации, как и герои «Иронии судьбы». И сразу возникла мысль снять свое новогоднее кино, а то в нашей стране только одна «Ирония судьбы» по телевизору идет в канун Нового года. Тут же вспомнился наш с Олегом разговор, и я ему позвонил. Он посмотрел спектакль и сказал: «Давай попробуем».

«В потоке чудовищно черного кино, в то время снимали в основном такое, захотелось вдруг экранизировать какую-то добрую, светлую историю сказки», — так говорил при жизни о своей единственной режиссерской работе сам Олег Янковский.

Успех картины всегда зависит от подбора актеров. Не было сомнений, что Янковский сыграет главную роль, а вот женский состав долго подбирался. Исключением была только Наталья Щукина (сыграла лжедочку главных героев. — Авт.), с которой они служили в «Ленкоме».

— О том, что Олег Иванович собирается снимать кино, не знал никто, — уверяет Щукина. — Мне позвонила девушка: «Я ассистент Янковского по подбору актеров. Знаете такого?» Я спросила потом Олега Ивановича, мол, чего же вы сами ко мне не подошли в театре, а поручили звонить своему ассистенту. Он ответил, что не хотел мне предлагать роль в коридоре, решил, что я на общих основаниях должна пройти пробы.

На роль Софьи пробовались и Инна Чурикова, и Анна Каменкова, но когда режиссеры картины вспомнили про Екатерину Васильеву, поняли, что именно она подходит, как никто другой.

— Она поначалу отказывалась от нашего предложения, — продолжает Агранович. — Но потом сказала, что снимется, если мы получим благословение ее духовного отца. Мы с Олегом пошли к нему, и, слава Богу, он отпустил ее на съемки.

После премьеры фильма Олег Янковский получил «Нику» за лучшую мужскую роль.

— Я думала, что Янковский предложит мне роль Татьяны (дочки), — вспоминает Екатерина Васильева. — А он попросил меня сыграть старуху. Боялась, что не справлюсь с ролью и буду чувствовать себя некомфортно, а это сразу видно на экране. На что Олег мне, улыбаясь, сказал: «Ну не такая уж ты и молоденькая».

Конечно, без трудностей тоже не обошлось.

— Иногда у наших артисток что-то не получалось, с какими-то актерскими задачами они не соглашались. Например, Купченко говорила Олегу: «Я считаю, что так сыграть это нельзя. Ты считаешь — можно? Покажи!» И когда он показывал, все вопросы моментально снимались, — подчеркивает второй режиссер. — Самый большой конфликт у нас с Олегом возник по поводу пощечины. Я хотел, чтобы Янковский дал пощечину Купченко. Этот момент нужен для движения сюжета, что именно тогда героиня понимает: «Бьет — значит любит». Олег категорически отказывался бить женщину по лицу. Для него это было совершенно неприемлемо. Я считал, что для развития отношений героев этот эпизод совершенно необходим, и мне стоило огромных усилий все-таки убедить в этом Олега. В итоге пощечину снимали издалека, на общем плане, а Купченко и вовсе не было видно из-за двери. Зритель только слышал хлопок.

Советская Белоруссия № 250 (25132). Среда, 28 декабря 2016

«Бенефис»
По пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала»

Театр имени Вахтангова

Постановка и сценическая версия: Владимир Иванов

Художник: Максим Обрезков

Читайте также:  После мелирования желтые волосы что делать

В ролях: Владимир Этуш, Ольга Тумайкина, Евгений Князев, Екатерина Симонова, Сергей Пинегин, Светлана Иозефий

В Театре имени Евгения Вахтангова — бенефис Владимира Этуша.

Спектакль стоит увидеть не потому, что он яркое художественное событие, совсем нет. Пьеса Надежды Птушкиной «Пока она умирала» — сочинение достаточно простенькое, временами придуманное, отчасти неправдивое. К тому же опус растиражирован театрами и антрепризами на полную катушку. Знаю, скептики возразят: публика любит сентиментальные и добрые истории, а на то, что хромают диалоги и глуповато состроены ситуации, обращать внимание нет смысла. Когда товар не знает отбоя от покупателей, не до разговоров об утонченном вкусе. Однако торопиться на Арбат надо, чтобы посмотреть на великого Владимира Этуша, который служит родной сцене уже восьмое десятилетие. А дальше — понять, что такое вахтанговская легкость, шарм перевоплощения и виртуозное мастерство, почувствовать, на каких талантах держалась судьба отечественного театра. Старейший актер на 95-м году жизни сыграл главную роль, к тому же женскую, и представил свою Софью Ивановну с блеском и отличным темпоритмом, без фальши, точно выдержав жанр.

Пьеса настолько популярна («Рождественские грезы», «Старая дева», «Праздник на костылях», «Неугомонная бабушка» — как только спектакли по этому водевилю не назывались, а еще добавим фильм Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть»), что подробно пересказывать сюжет, пожалуй, неловко, хотя.

Старая дева и ее убеленная сединами мать, давно не подымающаяся с инвалидного кресла, живут вместе, вечерами читают Диккенса, жуют овсянку и принимают лекарства. Старуха мечтает увидеть дщерь счастливой и то и дело ее провоцирует: «Таня, я умру завтра или через два дня». Для успокоения родительницы послушная Татьяна находит себе фальшивого жениха и фальшивую дочь. Ряженое и выдуманное семейство сложилось: мамаша получила, что хотела, только заканчивать земной путь передумала. Счет теперь идет не на дни и месяцы, а на годы: «Ну, сколько мне осталось — год или два, может, три?» В том, как отодвигает достопочтенная Софья Ивановна свой уход, — характер, замешанный на привычке повелевать даже там, где смертный бессилен.

Этуш не играет наивную несчастную старушку на пороге вечности, а складывает судьбу, вышучивая матерей всех времен и народов — капризных и властных, желающих добра и ломающих детям судьбы. Со здоровой долей иронии замечательный лицедей не испещренными морщинами руками приглаживает накладную прическу и теребит вязаную накидку, острым взглядом пронзает жениха и с язвительной дозволенностью пришпиливает того фразой: «Игорь, а вы в себе не уверены». Хитро манипулирует дочерью, требуя от нее заведенного почтения и такого же — беспрекословного — исполнения собственных желаний. Знакомым этушевским голосом, не потускневшим от возраста, кокетливо спрашивает: «Дача на Канарах? А Канары — это по какой дороге?» В каждой сцене и каждой реплике — бездна обаяния. Нет-нет, совсем не наивный божий одуванчик эта Софья Ивановна, сыгранная прекрасным артистом в режиссуре добросовестного труженика вахтанговских подмостков Владимира Иванова.

Иванов поставил спектакль незатейливо, согласно буквенной режиссерской школе, но без блеска театральных метафор. Растворился в актерах. Приписал прелюдию и послесловие к пьесе, дабы оправдать водевильную травестию бенефицианта. Прием «театр в театре» стар, как сам мир сцены, но в данном случае сработал на все сто. В прологе артисты во главе с директором обсуждают, что делать и как быть, поскольку к началу представления не приехала актриса, исполняющая роль Софьи Ивановны. Отменить показ невозможно: в зале — публика, а в ее рядах важные гости и потенциальные спонсоры. Экстрим, что уж. Надо принимать решение, и оно готово: вспыхивает, как бенгальский огонь. Бывший актер, а ныне пожарный в пышных усах и почтенных летах, знает тексты текущего репертуара наизусть. Пусть «тушит пожар» и играет, вспоминая молодость: не пропадать же таланту.

Козырная карта Этушу обеспечена, и он, острохарактерный лицедей, слагает тончайшие рифмы со своими прежними персонажами, ставшими нарицательными и обожаемыми народом. Полунамеками прищуров, ухмылок, жестов мелькают дивные образы: заведующий райкомхозом товарищ Саахов, зубной врач Антон Семенович Шпак, директор кукольного театра Карабас-Барабас, старый князь из «Дядюшкиного сна». Прием не только оправдывает анекдотичный ход перелицованного сюжета, но и дарит ощущение фантастической свободы бенефицианту. Этуш, как Софья Ивановна, откладывает вязание — дамское рукоделие ему не под силу, а дальше забавно бормочет правила противопожарной безопасности, лукаво подмигивает и улыбается, сбившись с текста, демонстративно поправляет дамский парик. Самое ценное в том, что драматургический парафраз от режиссера позволяет всем участникам спектакля с иронией относиться к тексту, приправляя действо изрядной дозой гротеска.

Замечательная Ольга Тумайкина, представляя свою героиню жертвой не только материнского эгоизма, но и собственных романтических идеалов («Я в двадцать-то не соглашалась выйти замуж без любви, а в шестьдесят — тем более»), владеет нюансами, управляет эмоциями и создает неплакатный образ. Евгений Князев, жених Игорь, обнажает природу актерского ремесла — играет широко и броско, высмеивает нелепую ситуацию, в какую попал (шел к юной любовнице с цветами и шампанским, но перепутал корпуса и оказался у старой девы), пародирует наивную ретивость тех, кому достаток позволяет ощущать себя тузами в жизни. Молодая актриса Екатерина Симонова сочными мазками собирает портрет псевдодочери — грубоватой оторвы Дины, продавщицы овощного магазина. Игорь и Дина попадают в старомосковскую, давно жаждущую ремонта квартиру (ее обустроил художник Максим Обрезков) с круглым столом на круглом ковре, теплыми семейными фотографиями, репродукциями картин в скромных рамах, теплым светом абажура, напольными часами, полкой с книгами. И этот неказистый уют дома, где обитают мать и дочь, пленяет случайных пришельцев магией подзабытого уклада жизни. За окном — огни большого города, безучастного и равнодушного. А здесь тихо и спокойно, сюда — тянет, тут им рады. Не случайно все происходит под Новый год.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector