Плюсы и минусы домашнего задания

Педагоги решают, помогает домашнее задание усвоить материал или крадёт детство, а школьники ненавидят домашку вне зависимости от выводов взрослых. Вот американская учительница Бренди Янг и решила отменить домашние задания для своего класса.

В США проводятся обязательные встречи с учителями: родители приходят в школу, знакомятся с преподавателями, смотрят, что и как. На одной из таких встреч Бренди, которая преподаёт у второклассников, раздала родителям записки с убойной информацией: домашних заданий не будет до конца года. Дома нужно только доделывать то, что ученик не успел закончить в классе. Учительница предложила родителям использовать освободившееся время с пользой: проводить семейные ужины, читать всей семьёй книги, больше гулять на улице и раньше ложиться спать.

Мама одной из учениц сфотографировала записку.

facebook.com

Идея понравилась многим, если судить по огромному количеству лайков и шеров.

И правда, домашка не нужна. Вот почему.

1. Домашнее задание вредит здоровью

Об этом говорят все родители: постоянно растущая академическая нагрузка и стрессовое тестирование бьют по здоровью детей.

  • Из-за высокой нагрузки дети меньше спят. Они засиживаются над учебниками допоздна и переживают из-за оценок, в итоге появляются проблемы со сном The relation among sleep duration, homework burden, and sleep hygiene in chinese school-aged children. .
  • Здоровых школьников у нас почти нет. Близорукость, гастрит, хроническая усталость, нарушения осанки — что-то из этого у ребёнка, вероятно, есть.

Так, может, плюнуть на это домашнее задание и оценки и заняться чем-то более полезным?

2. Домашнее задание отбирает время

Сегодня дети заняты как никогда, считает Питер Грей, профессор Бостонского колледжа. Они проводят слишком много времени в школе, потом бегут к репетиторам, на обратной дороге заворачивают в секцию. Расписание жёстко регламентировано, каждый час учтён.

Дети учат языки, математику, программирование. Но им некогда научиться жизни.

Психолог Харрис Купер проводил исследования, которые доказали, что задания на дом не очень-то эффективны: слишком большой объём информации ребёнок не усвоит. Малышам нужно не больше 20 минут дополнительных занятий, старшим — полтора часа Homework in Elementary School. .

Для сравнения: по нашим санитарным правилам полтора часа — это объём для второго класса. Выпускники могут тратить на уроки по три с половиной часа. Почти половина рабочего дня, и это после школы. А жить-то когда?

3. Домашнее задание не влияет на успеваемость

Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал в 2006 году книгу «Мифы о домашнем задании». В ней он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает, если применять в исследовании более точные методы измерений Rethinking Homework. .

С этим согласны не все. Том Шеррингтон, учитель и защитник практики заданий на дом, пришёл к выводу, что в начальной школе пользы от домашнего задания действительно немного, зато когда ученикам больше 11 лет, уроки помогают добиваться блестящих результатов Homework Matters. .

Долгосрочную пользу от отмены домашнего задания толком не измерить. Исследовательский центр TMISS выяснял, сколько времени школьники тратят на домашнее задание в разных странах. Так вот, в четвёртом классе только 7% учеников не делают домашнее задание How Much of Their Out-of-School Time Do Students Spend on Homework During the School Week. . Небольшая цифра для анализа.

4. Домашнее задание ничему не учит

Школьное образование абсолютно оторвано от жизни. После многих лет изучения английского выпускники двух слов связать не могут, понятия не имеют, в каком полушарии отдыхают, свято верят в силу гомеопатии. Домашние задания продолжают тенденцию: забивают головы фактами, которые дети не могут применить.

Студенткой я подрабатывала репетитором, помогала школьникам подтянуть русский язык. Изначально дети не могли просклонять самое простое существительное «дверь». В глазах был только страх: сейчас поставят оценку. Половину каждого занятия пришлось посвящать теме «русский язык в быту», доказывать, что мы так разговариваем. На каждый падеж я придумывала предложение. Не такое, как в учебнике, а такое, как в жизни: «Тихо, кошке дверью хвост прищемишь!» Когда дети понимали, что все школьные знания — это и есть наш мир, оценки резко улучшались и моя помощь становилась не нужна.

Вспомните, как вы учились, и сравните процесс с уроками в швейцарской школе. Если бы домашние задания помогали сокращать разрыв межу классом и жизнью, от них был бы толк. Но это не так.

5. Домашнее задание убивает желание учиться

«Сделать уроки» до сих пор означает либо прорешать школьные примеры, либо прочитать несколько параграфов. По сути, учителя спихивают на дом то, что не успели рассказать от звонка до звонка. Это настолько тоскливо, что домашнее задание превращается в тяжёлую повинность.

Хуже этой скуки только «творческие» задания, которые сводятся к рисункам и презентациям в PowerPoint. Свежая история с работы:

Читайте также:  Постное печенье на сковороде

A post shared by Kess (@chilligo) on Oct 17, 2016 at 10:11am PDT

В задании про скворца нужно было ещё и объяснить причины его грусти. Сомневаюсь, что скворцы и правда до слёз переживают из-за предстоящего отпуска и станут скучать по берёзкам, но именно так и надо было отвечать.

То есть дома ребёнок должен скучать или заниматься глупостями вместо общения с друзьями, прогулок и занятий спортом. И кто после этого полюбит учиться?

6. Домашнее задание портит отношения с родителями

Многие родители делают уроки с детьми и за детей. Получается так себе.

  • Школьная программа поменялась, знания родителей устарели.
  • Многие родители сами не помнят простых примеров из школьной программы и пытаются выполнять задания с точки зрения взрослого. Дети так не умеют.
  • Родители не педагоги. Они не учились объяснять материал, правильно его подавать и проверять. Нередко такое обучение хуже, чем никакого.
  • Домашнее задание — это постоянные конфликты. Дети не хотят его делать, родители не умеют мотивировать, совместные занятия заводят в тупик, и всё это выливается в ссоры.

Что хорошего в домашнем задании

Проблема не в домашнем задании и не в его количестве. А в том, что в готовом виде, как оно есть сейчас, оно абсолютно бесполезно, только уничтожает время и здоровье. От домашней работы можно добиться результатов, если пересмотреть подход к ней.

Домашнее задание выполняется в комфортных условиях, поэтому дома можно найти ответ на сложный вопрос и понять материал. Если, конечно, на это есть время и силы.

Если для каждого ученика разрабатывать индивидуальное домашнее задание, то школьник сможет подтянуть темы, которые ему не даются, и развить сильные стороны Домашнее задание как важный компонент непрерывного образования. .

Бренди Янг считает так:

Ученики весь день работают. Дома есть более важные занятия, которым тоже нужно учиться. Развиваться нужно в разных сферах, какой смысл приходить домой и утыкаться в тетрадки?

А вы как думаете, нужно ли домашнее задание?

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выступление «Плюсы и минусы д.з.»

29.03.2018 Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Учитель вопрошал ученика:
«Ты выполнил домашнее задание?»
«Нет! Так взяла меня вчера тоска,
Что приготовить был не в состоянии.
Такая непогодь, ненастье,
И голова болела – вот несчастье.
Таблетку нужную мне бабушка дала.
Ах, право, сильно так кружилась голова!»
О чем же мы с вами сегодня будем говорить, зачем домашнее задание, домашнее задание, плюсы и минусы д.з., можно ли обойтись без д.з.

2 СЛАЙД. Домашние задания – один из важных элементов процесса обучения. Они выполняются систематически и требуют от школьника добросовестности.

Домашняя работа (особенно по рус.языку и математике) – самостоятельная работа, позволяющая ученику укрепить полученные знания, отработать понятия.

3 СЛАЙД. Согласно психологическим исследованиям школьник задерживает в памяти:

10% того, что читает

20% того, что слышит

30% того, что видит

50% того, что слышит и видит

70% того, что обсуждает с друзьями

90% того, что проговаривает, как делает

4 СЛАЙД. «Занятие в школе могут только вдолбить все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд» Иммануил Кант . Значит все-таки нельзя без д.з.

5 СЛАЙД. Мы провели опрос среди учеников и родителей 6 и 11 классов о плюсах и минусах д.з. В чем же плюсы: закрепление материала, расширение кругозора, иногда бывают творческие интересные задания, тренировка памяти, дополнительные отметки, контроль и самоконтроль.

Для учителей проблема с д.з. последнее время складывается остро из-за того, что дети и их родители списывают задания с готовых решений. Я всегда говорю, что нужно хотя бы разобрать решение, т.к. наличие в тетради д.з. для меня не важно, важно понимание решения.

6 СЛАЙД . Больше, конечно наши ученики и родители написали о минусах д.з. Почему наши дети делая д.з. выглядят вот так: утомленные, злые, агрессивные (вспомните ролики в соцсетях)!

7 СЛАЙД . Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей. Жорж Сименон

А еще одна американская писательница Фран Лебовиц говорила: Домашние задания школьников показывают, как мало знают родители. Ну как не вспомнить анекдот: Папа звонит к соседу: – Ты сделал за сына домашнее задание по математике? – Сделал. – Дай списать.

А ведь родителей не обучали как правильно подать материал, как правильно оформить, помните сколько раз в классе было: папа решает, а Вася сдает, дедушка решает — а у учителя вопросы: а что за новые способы оформления, что за символы, а кто это тебя так научил?

Была у нас в одном выпуске одна мамочка, на каждом собрании жаловалась, что с такими д.з. у нее никакой личной жизни не получается, только сын закончил школу, она благополучно вышла замуж.

Т.е. задания очень сложные и громоздкие или слишком творческие. Например: Опишите свою жизнь глазами кузнечика; опишите, почему скучает скворец!

8 СЛАЙД. Что же написали наши дети, родители о минусах д.з.? Очень много задают; если в классе ничего не понял, то дома и не поймешь — получишь «2»; отнимает много времени; не хватает времени на личные дела и личную жизнь; не хватает времени на родственников, на кружки и секции, компьютерные игры; не все задания так уж необходимы (желательно только профильные предметы), очень большое количество информации создает «кашу» в голове; все учителя по своему предмету задают как можно больше, т.к. считают свой предмет самым важным, хотят, чтобы мы д.з. на уровне профессоров делали; д.з. никак не влияет на знания (не задают по физкультуре, музыке, технологии, а результаты нормальные); ругаюсь с родителями; влияет плохо на нервы, здоровье тратится; дома надо учиться Жизни;!

Читайте также:  Рецепты блюд из осетровых рыб

А знаете, что многие ученые также считают, как наши дети и родители и описывают проблемы д.з. в своих научных трудах!

Ученики весь день работают. Дома есть более важные занятия, которым тоже нужно учиться. Развиваться нужно в разных сферах, какой смысл приходить домой и утыкаться в тетрадки? Мы учителя тоже постоянно жалуемся, что приходится много дома времени для подготовки к урокам тратить, но у нас это издержки профессии, а почему дети должны из школы снова за уроки, а потом снова в школу и так по кругу?!

9 СЛАЙД. А знаете ли вы сколько должно занимать д.з. Представьте, у 6 классника 6 уроков, сколько на каждый? Где-то по 20 минут (по математике – 3 номера, по русскому языку – написать сочинение, по технологии – связать шапочку и выстругать Буратино, по англ. языку перевод Шекспира, по биологии – вырастить огурец в бутылке, по географии – придумать свою страну, описать ее жителей, животных, растительность, полезные ископаемые и т.д.), а если они сразу после школы в 8 вечера делают, или утром перед тренировками.

10 СЛАЙД. Как решить проблему с д.з.? В Великобритании решили отменить д.з., в Америке директор школы в письме к родителям умоляет хотя бы 20 минут уделить д.з., если ребенок не сможет, то он рассмотрит другие предложения. По одним источникам успеваемость сильно после этого упала, т.к. после школы дома учащиеся забывают 70% информации.

Да, в Британских школах дети учатся до 16 часов и во второй половине дня делают все, что касается внеурочной деятельности. У нас возможно сокращение д.з. за счет погружения. В понедельник — только математика (все 6 уроков), дети делают домашнее задание только по математике, во вторник – русский и т.д.

11 СЛАЙД. Нам взрослым нужно найти золотую середину. Иначе дети наши сами прекрасно все решат: не делать д.з., т.к. времени нет на личные дела, а оно очень трудное и громоздское. А отличники до потери пульса и сознания будут стараться все успеть за ночь.

12 СЛАЙД. Домашняя работа не только средство контроля за учебной деятельностью ученика, но и средство самоконтроля. Хорошо выполненная домашняя работа, к тому же вызвавшая поощрение учителя, способствует развитию интереса к предмету. Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся!

При подготовке д.з. нельзя :

1) завышать объем предлагаемой домашней работы и перекладывать на учащихся изучение нового материала;

2)задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений
сущности предлагаемых упражнений;

3)предлагать для домашней работы такие упражнения, подобные которым
еще ни разу не выполнялись на уроке;

4)давать упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это при-
водит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию;

5) допускать перегрузку такими заданиями, которые значительно увеличивают время приготовления уроков (составление схем, таблиц, подготовка докладов, домашние сочинения и т. д.);

6) увеличивать без надобности объем изучаемых сведений;

7)не учитывать индивидуальные особенности учеников, уровень их
работоспособности;

10)отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без указания на то, какие это именно источники и где их можно найти.

Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки, для чего необходимо учитывать и то, как заняты учащиеся по другим предметам в этот день. Давайте задумаемся, а мы часто ли задумываемся и интересуемся, кто и скольео задал детям, прежде, чем сами объявляем детям д.з.

Итальянский учитель Чезаре Ката дал своим ученикам домашнее задание на лето и прославился на весь мир:

1. Гуляйте по утрам вдоль берега моря, думайте о том, что делает вас счастливыми.

2. Читайте!
3. Избегайте всего, что приносит вам негатив и ощущение пустоты (вещей, ситуаций и людей).

4. Танцуйте и не стесняйтесь ничего.
5. Хотя бы один раз сходите встретить рассвет.

6. Очень много занимайтесь спортом.

8. Если вы встретили кого-то, кто вам очень понравился, скажите это ей или ему так красиво и убедительно, как только сможете. Не бойтесь быть непонятым. Если ничего не выйдет — значит, не судьба, а если вас поймут и ответят, то лето-2015 вы проведете вместе, и это будет золотым временем. (В случае неудачи возвращайтесь к пункту 8).

9. Перечитайте конспекты наших уроков: сравните все то, о чем мы читали, с тем, что происходит в вашей жизни.

10. Будьте такими же счастливыми, как солнечный свет, и такими же свободными и неприручаемыми, как море.

11. Будьте вежливыми и добрыми.

12. Смотрите хорошие фильмы с глубокими эмоциональными диалогами.

13. Лето — это магия. В искрящемся солнечном свете утра и жаркими летними вечерами мечтайте о том, какой может и должна быть жизнь.

14. Сделайте все от вас зависящее, чтобы никогда не сдаваться на пути к мечте.

Читайте также:  Рецепты вендора path of exile

15. Будьте хорошими.

Так давайте вместе с детьми, с учителями, с родителями придумаем как сделать домашние задания легкими, приятными и побуждающими к дальнейшей деятельности!?

Вопрос отмены заданий на дом в России уже давно обсуждают родители, педагоги и психологи. Одни считают, что без заданий на дом жизнь ребёнка улучшится, и приводят в пример школы, где от них отказались. Другие уверены, что без внеклассных занятий невозможно достичь результатов. Рассмотрим обе позиции и попробуем найти компромисс.

Нормы домашних заданий

Министерство образования (сейчас — Министерство просвещения) установило правила, сколько времени школьники разных возрастов должны тратить на домашние задания в день.

  • 1 класс — без домашних заданий.
  • 2-3 классы — не более 1,5 часов.
  • 4-5 классы — 2 часа.
  • 6-8 классы — 2,5 часа.
  • 9-11 — не более 3,5 часов.

Эти правила содержатся в санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях и в письме Министерства образования РФ от 22 февраля 1999 г. №220/11-12.

Но школьные реалии таковы, что дети тратят на домашние задания гораздо больше предполагаемого времени. Фактически предписанные нормы соблюдаются только в первом классе, когда дети учатся без заданий на дом.

Основные причины перегрузок.

  • На дом задают всё, что не успели пройти на уроке. Часто это большой объём заданий, особенно если часть занятия ушла на дисциплинарные разбирательства или организационные вопросы.
  • Школьная программа требует от ребёнка слишком много. Чтобы уложиться в предписанные сроки и нормативы, учителя вынуждены задавать огромные домашние задания.
Причина многочасовых «посиделок» с уроками — большое количество изучаемых дисциплин и стремление каждого педагога дать по своему предмету максимум.

Нужны ли домашние задания

Мнения общественности и экспертов, быть или не быть домашней работе в жизни современного школьника, расходятся.

Консервативная позиция: без домашних заданий образование невозможно

Часть педагогического сообщества придерживается мнения, что школа без домашних заданий — это утопия. Домашку рассматривают как обязательную тренировку, которая гарантирует успешное освоение темы, а отмену домашнего задания — как послабление, которое может быть чревато плохими знаниями.

В пример приводят ситуацию во Франции, где три года назад экспериментально отменили задания на дом. Результат оказался печальным: уровень знаний резко упал. Если отменить домашние задания в России, академические результаты школьников также могут ухудшиться — считают некоторые эксперты.

Либеральная позиция: без заданий на дом только лучше

Большинство школьников домашку воспринимают как «никому не нужную обязаловку» и предмет бесконечной ругани с родителями.

Дома дети не должны опять перемещаться в школу — утверждают другие эксперты в сфере образования. Считается, что без домашних заданий у ребёнка возрастёт интерес к учёбе, появится время на хобби и семью, снизится уровень стресса и утомляемости.

По крайней мере, задания на дом не должны быть обязательными, проверяться и оцениваться. Не должно быть так, чтобы на ребёнка сваливали ту задачу, которая лежит на совместной деятельности преподавателей и учеников во время уроков. В идеале — добровольные домашние задания для поддержки интереса учеников.

Компромиссная позиция

Компромиссом в споре консерваторов и либералов может стать индивидуализация образования в целом и домашних заданий в частности. Необходимо, чтобы родители, педагоги, психологи и другие специалисты, работающие с ребёнком, определяли, нужна домашка или нет, в каком объёме и форме в каждом конкретном случае. Одни дети способны учиться без заданий на дом, другим обязательно нужна дополнительная самостоятельная работа.

Как снизить нагрузку уже сейчас

Согласно исследованию «Научного центра здоровья детей», ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9 классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения — средняя рабочая неделя взрослого человека длится 40 часов.

Желая снизить нагрузки и сохранить здоровье детей, всё больше родителей меняют форму обучения. Закон разрешает получать среднее образование без регулярного посещения школы — в форме семейного или заочного обучения. В этом случае семья может выбрать обучение без домашних заданий или обозначить желаемый уровень нагрузки.

Особенности домашних заданий в «Фоксфорде»

Организовать учебный процесс на семейном и домашнем обучении помогают онлайн-школы. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, обучаются дети с 5 по 11 класс из разных уголков планеты. В программу входят курсы по всем базовым предметам школьной программы, но нагрузка на учеников при этом гораздо меньше.

В зависимости от класса, в расписании «Домашней школы Фоксфорда» от одного до четырёх базовых уроков.

Логика типичного школьника проста: если за задание нет оценки, то тратить время бессмысленно. В «Фоксфорде» практикуется иной подход. Наши домашние задания строятся на игровых принципах.

Как правило, домашки состоят из 5–10 тестовых заданий или одного творческого. Ученики за их выполнение получают очки опыта — XP (experience points). Подросткам они знакомы по компьютерным играм.

Благодаря системе ХР, делать домашку становится быстрее и веселее — материал лучше усваивается, повышается вовлечённость и мотивация. Дети охотнее берутся за задачки повышенной сложности, когда не боятся ошибиться и потерять заветные баллы.

Если ребёнок был внимателен на уроке, он легко и довольно быстро справляется с домашним заданием. А если попалась сложная задачка, которую никак не удаётся решить, можно попросить помощи у куратора. Он не скажет решение, но направит рассуждение ребёнка в нужное русло.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector