Первые сериалы показанные в ссср

Трудно поверить, что когда-то в нашей стране практически не было сериалов – ни отечественных, ни зарубежных. Это сейчас мы можем включить телевизор или запустить онлайн-сервис, чтобы посмотреть одно из сотен российских, британских, американских, бразильских шоу, но до перестройки из многосерийных проектов по ТВ шли разве что «17 мгновений весны». Давайте вспомним, как произошла сериальная революция.

КОГДА ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

В СССР иностранные фильмы и сериалы появились в огромном количестве в конце 1980-х, в перестроечные времена. Особую любовь завоевали проекты из Южной Америки: непростая судьба главных героинь находила отклик в сердцах отечественных зрителей. Отложенных просмотров или интернета не было, поэтому к телевизорам спешили после учебы и работы, магазины пустели, и все свои проблемы на время забывались.

«Рабыня Изаура» – первая ласточка

Событие поистине исторического масштаба произошло в Советском Союзе 16 октября 1988 года, когда по Центральному телевидению начали показывать бразильский сериал «Рабыня Изаура» – экранизацию одноименного романа Бернарду Гимарайнша. Главную роль сыграла Луселия Сантус.

Шоу, снятое в 1976-м, рассказывало о прекрасной и чистой девушке, которая на пути к своему счастью проходит множество трудных испытаний. Выбор телевизионного начальства легко объяснить, ведь сериал соответствовал отечественным идеологическим требованиям. Например, он осуждал рабство, а простых и честных людей ставил выше аристократии.

Для советских зрителей «Рабыня Изаура» стала первой в жизни «мыльной оперой». Изначально она состояла из ста серий, но для международного проката ее существенно сократили. И даже в столь усеченном варианте проект имел в СССР оглушительный успех. Без преувеличения можно сказать, что вся страна бежала к телеэкранам, чтобы узнать о новых приключениях прекрасной рабыни Изауры, злого плантатора Леонсио и других героев.

«Богатые тоже плачут»

Отечественные каналы сразу поняли, что сериал привлекает аудиторию на продолжительный период, поэтому латиноамериканские «мыльные оперы» стали частыми гостями на нашем телевидении. Один из самых ярких примеров – «Богатые тоже плачут» (Мексика, 1979).

Это телешоу было показано уже не в Советском Союзе, а в совсем новой России. Премьера состоялась 18 ноября 1991 года, когда прежняя система ценностей уходила в прошлое, а будущее казалось туманным. Марианна в исполнении Вероники Кастро позволила зрителям хотя бы ненадолго отвлечься от непонятной действительности и поплакать вместе с «богатыми».

По сюжету, Марианна – богатая наследница, но из-за козней злой мачехи ничего об этом не знает. Девушка попадает в другую семью, где ее принимают как родную. За отношениями героини с Луисом Альберто и ее многолетними поисками сына наблюдают зрители почти всего постсоветского пространства. Любовь к «Богатым. » можно даже сравнить с массовой истерией – каждую серию подробно обсуждали, в честь героев теленовеллы стали называть детей, а приехавшую в нашу страну Кастро встречали как родную.

«Богатые. » стали революционными не только в России, но и в ряде других стран. Это классика жанра, на которую до сих пор опирается индустрия сериалов.

«Просто Мария»

Третьей теленовеллой, показанной в нашей стране, была «Просто Мария». И вновь главная героиня (на этот раз – в исполнении Виктории Руффо) стала родной для российской публики.

На отечественном ТВ сериал показывали в 1993-94 гг. Юная Мария Лопес вынуждена уехать из деревни в город, чтобы прокормить свою семью. В девушку влюбляется прекрасный принц Хуан Карлос, но путь к счастью у героини, как водится, будет долгим. Популярность теленовеллы частично объясняется тем, что Мария немного напоминает Фросю Бурлакову из фильма «Приходите завтра».

«Санта-Барбара»

Латиноамериканские сериалы казались российским зрителям бесконечными, пока они не увидели американскую «Санта-Барбару». Это первая «мыльная опера» из США, показанная после распада Советского Союза. Первая серия вышла в 1992 году, последняя – в 2002-м, то есть вместе с масштабной теленовеллой в стране успело вырасти целое поколение.

Изначально было куплено лишь 30 серий, и показ почему-то начали далеко не с первой. Но увидев, какая огромная аудитория собралась, теленачальники решили продолжить демонстрацию «Санта-Барбары». Зрители, что называется, почувствовали разницу: к примеру, латиноамериканские сериалы снимались в нескольких павильонах, тогда как для американской теленовеллы использовались видовые и натурные съемки.

Героев было существенно больше, причем впервые для россиян в центре событий оказалась не милая простая девушка, а огромный богатый клан. Жизнь Кэпвеллов и других семейств из Санта-Барбары была полна неожиданных и ярких событий. Зрители сопереживали прекрасной Иден, смеялись над злой Джиной, возмущались поступками коварного Си-Си, а в красавца Мэйсона была влюблена вся женская аудитория.

В 1998 году канал РТР по каким-то причинам отказался от вечернего эфира «Санта-Барбары» и оставил лишь утренний. В итоге к 2000-му у сериала осталось мало зрителей, и показ на время прекратился. Затем теленовеллу снова стали демонстрировать, но снова оборвали в 2002 году, и финал россияне так и не увидели.

«Династия»

Этот сериал о богатых и знаменитых перетянул на себя часть аудитории «Санта-Барбары» и стал новым шагом в «мыльной истории» России. Премьерный показ проходил в середине 1990-х.

События в теленовелле разворачивались вокруг семьи Кэррингтонов – владельцев нефтяного бизнеса из Колорадо.

Продюсером «Династии» был Аарон Спеллинг. В те времена нашему зрителю это имя ничего не говорило, но теперь-то известно, что телевизионный могул не жалел денег на проект, благодаря чему в сериале были великолепные локации, а не стандартные съемочные павильоны, а герои в дизайнерских нарядах ездили на шикарных автомобилях.

Еще одним отличием было то, что в латиноамериканских новеллах и американской «Санта-Барбаре» играли «просто» красивые актеры (за редким исключением), тогда как в «Династии» практически весь актерский состав очень высокого уровня – достаточно назвать великолепную Джоан Коллинз.

Читайте также:  Полные руки что делать

«Элен и ребята»

Это первый молодежный сериал на постсоветском пространстве. В России его начали показывать в 1994 году. Легкая и очаровательная французская теленовелла была посвящена студентам, которые влюблены друг в друга, но время от времени ссорятся, расходятся мирятся. Герои учатся в университете, живут в общежитии и занимаются музыкой.

Сериал был рассчитан, в первую очередь, на молодую аудиторию, но его обожали и зрители постарше – за французский шарм, жизнерадостных и оптимистичных персонажей. Элен, Кати, Джоанна, Николя, Этьен и Кри-Кри покорили абсолютно всех, хотя критики их не жаловали.

Телешоу пользовалось популярностью не только в России, но и у себя на родине, в других европейских странах, так что впоследствии было снято несколько продолжений, в том числе «Грезы любви».

ЧТО ЕЩЕ СМОТРЕЛИ

«Дикая Роза»

Еще один сериал, главную роль в котором сыграла Вероника Кастро. На этот раз ее героиня – дикарка Роза Гарсия, вышедшая замуж за богатого Риккардо, который решил жениться назло сестрам, но влюбился в собственную супругу. В России новеллу начали показывать в 1994 году.

«Никто, кроме тебя»

Лусия Мендес – одна из главных соперниц Вероники Кастро в борьбе за сердце российских зрителей. Актриса, модель и певица привлекла их внимание сначала в этой мелодраматической новелле (премьера состоялась в 1992 году), а затем в сериале «Мариелена». Персонажи Лусии отличались от героинь Вероники, в первую очередь, своей утонченностью.

«Тропиканка»

В середине 1990-х годов с мексиканским «мылом» успешно конкурировало бразильское, в первую очередь, производства канала Globo. Отклик у отечественной публики нашла, в частности, история о богатой красавице Летисии (в исполнении Силвии Фейфер) и бедном рыбаке Рамиру (которого сыграл Эрсон Капри).

После бурного романа влюбленные случайно расстаются: Летисия не дожидается ушедшего в море Рамиру, и тот решает, что для избалованной девчонки все было игрой. Через 20 лет их ждет новая встреча.

«Дикий ангел»

В конце 1990-х годов новой страстью российской аудитории стала аргентинская. В этом «виновен» сериал «Дикий ангел», главные роли в котором сыграли Наталия Орейро и Факундо Арана.

Сюжет – очередная вариация на тему Золушки. В богатую семью попадает воспитанница церковного прихода, сирота Милагрос. Она влюбляется в сына главы семейства – Иво, но по всем законам жанра, путь к счастью простым не будет.

Орейро и Арана приезжали в Россию, в том числе со своими концертами. А в 2006 году Наталья сыграла в российском сериале «В ритме танго».

КАКУЮ РОЛЬ СЫГРАЛИ ТЕ СЕРИАЛЫ

Это сейчас принято шутить над массовой сериальной истерией конца 1980-х – начала 1990-х, но много ли можно назвать современных телешоу, способных вызвать такую же реакцию? Разве что «Игру престолов», правда?

Например, благодаря «Рабыне Изауре» все советские и постсоветские дачи стали фазендами, работающие женщины нередко сравнивают себя с главной героиней, а музыкальную тему может напеть практически каждый представитель поколения, заставший теленовеллу в те времена («Азигум-гарумге-умгази-гумга», и никак иначе).

Прически «под Марианну» и «под дикарку», а также ударение в имени Вероника на второе «о» – это последствия сериала «Богатые тоже плачут». Также есть сорт груш «Просто Мария». В целом из-за оглушительного успеха латиноамериканских сериалов резко выросла популярность испанского языка.

«Санта-Барбара» и вовсе стала нарицательной, именно так теперь принято называть что-то бесконечное. Используют новый термин и те, кто никогда не смотрел эту теленовеллу.

Сериал «Элен и ребята» подарил отечественным зрителям знакомство с современным французским стилем – макияжем, прическами, одеждой. Девочки хотели походить на Элен или Кати, мальчики – на Николя или Этьена.

А «Дикий ангел» привил россиянам любовь ко всему аргентинскому, в том числе к танго и чаю матэ. И конечно же, невозможно выбросить из головы мотив главной песни «Камьбьё Долор» в исполнении Орейро.

КТО ИЗ АКТЕРОВ «ВЫСТРЕЛИЛ» ПОСЛЕ СЕРИАЛА

Звездам латиноамериканских сериалов редко удается выйти за пределы «мыла». Зато некоторым американским коллегам это удалось. Например, большого успеха добилась Робин Райт, сыгравшая в «Санта-Барбаре» Келли Кэпвелл. Она лауреат премии «Золотой глобус» за роль в «Карточном домике», ее фильмография также включает «Чудо-женщину» и «Бегущего по лезвию 2049».

Именно в «Санта-Барбаре» дебютировал и Леонардо ДиКаприо, снявшийся в роли юного Мэйсона Кэпвелла. Сейчас это один из главных актеров Голливуда, обладатель «Оскара», звезда «Титаника», «Банд Нью-Йорка» и «Выжившего».

КАК ПЕРВЫЕ ТЕЛЕНОВЕЛЛЫ ОПРЕДЕЛИЛИ ВСЮ СЕРИАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ НА ДОЛГИЕ ГОДЫ

Российское телевидение, поняв, что такое целевая аудитория и как с ней нужно работать, стало преподносить «мыло» с определенным расчетом. Например, молодежь получила «Беверли-Хиллз 90210», домохозяйки – «Мануэлу» и «Гваделупе», более «продвинутым» зрителям предложили полицейские и фантастические шоу.

Давайте разберемся с терминологией и мы. Мыльная опера – это сериал с последовательным изложением сюжета, в нем много серий, он может идти в эфире десятилетиями. В ранних новеллах такого типа часто рекламировали производителей мыла, отсюда и термин.

Также есть такие понятия, как вертикальный и горизонтальный сериал. В вертикальном каждая серия представляет собой отдельную историю, а у горизонтального единый сюжет, который перетекает из одной серии в следующую.

До середины 1990-х годов на отечественном телевидении в подобные тонкости не вникали и собственные многосерийные проекты не снимали – не было средств.

Одним из первых экспериментов в данной области стали «Петербургские тайны» (1994-1995). Вдохновением послужил роман «Петербургские трущобы» Всеволода Крестовского, но сюжетная канва и характеры героев были переписаны ради создания остросюжетной приключенческой истории. Действие разворачивается в 1830-х годах. Главные роли сыграли Николай Караченцов и Елена Яковлева. Изначально было снято 48 серий, в 1998 году вышло еще 12.

Читайте также:  Почему нельзя делать прививки во время болезни

В 1997-1998 гг. успехом пользовались «Королева Марго» (18 серий) и «Графиня де Монсоро» (26 серий). Формула популярности проста: экранизация романов Александра Дюма плюс участие всенародно любимых артистов, в том числе Евгении Добровольской, Дмитрия Харатьяна, Дмитрия Певцова, Михаила Боярского.

После исторических сериалов началась волна «ментовских» саг. Самая известная – «Улицы разбитых фонарей». К настоящему времени снято 16 сезонов, это почти 500 серий.

Зрителям понравилось, что сотрудники правоохранительных органов похожи на живых людей, защищают простой люд от криминальных авторитетов, хранят верность присяге. Сыгравшие в «Улицах. » актеры, среди которых Алексей Нилов, Сергей Селин и Александр Половцев стали всенародными любимцами.

Дальше были «Каменская» с Еленой Яковлевой, «Агент национальной безопасности» с Михаилом Пореченковым и многие другие сериалы.

Можно удивляться, как нашим зрителям могли нравиться столь простые и иногда наивные сюжеты. Но и сама аудитория была во многом такой же в перестроечные и постсоветские времена. Хотелось испытать сильные эмоции, попасть в красивую богатую жизнь, отвлечься от окружающей действительности. Поэтому не стоит проявлять к тем теленовеллам излишнюю строгость.

Материалы по теме

Робин Райт: «Голливуд — это злобная тварь, которая питается твоей верой»

Перезапущенная карьера, смена имиджа — звезда «Карточного домика» и экс-супруга Шона Пенна начала жизнь с чистого листа и движется к своему полувековому юбилею с гордо поднятой головой и улыбкой.

На телевидении появится новая «Династия»

Оригинальный сериал выходил в эфир с 1981 по 1989 год.

Телеребут легендарного сериала «Династия» нашел главных актеров

Сэм Адеджоук, Натали Келли и Элизабет Гиллис сыграют в телеребуте легендарной «Династии».

«Рабыня Изаура» и «Богатые тоже плачут» – две первых «мыльных оперы», показанных на советском телевидении. Первый сериал с Луселией Сантус и Рубенсом ди Фалку в главных ролях стал самой продаваемой теленовеллой в истории бразильского телевидения, а обсуждение событий, происходящих в картине, в те годы было главной темой для беседы. Из бразильской «мыльной оперы» в повседневную речь советского человека пришло слово «фазенда», которое с ироничной интонацией применялось к обозначению дачных 6 соток, и выражение «вкалывать (пахать) как рабыня Изаура».

«Рабыня Изаура» (премьера — 16 октября 1988 года)

Легендарный бразильский сериал стал первой «мыльной оперой», показанной в Советском Союзе, что привело к невероятному зрительскому ажиотажу вокруг картины. С появлением «Изауры» на телеэкранах страны изменился даже распорядок дня домохозяек: они подстраивали свой график под показы новых серий, и как только слышалась знакомая заглавная мелодия, бросали все дела и спешили к телевизору. Резонанс был настолько велик, что на заборах можно было встретить надписи «Свободу Изауре!», а в редакцию в Останкино ежедневно поступали тысячи писем озабоченных судьбой несчастной героини зрителей. Кстати, показ этого сериала в других странах соцлагеря повлек за собой не меньшие волнения: зрители из Венгрии и Польши начали собирать деньги на то, чтобы выкупить героиню из рабства. На Кубе поменялось расписание транспорта, чтобы аудитория могла посмотреть новую серию любимого сериала, а в Сербии во время трансляции прекращались боевые действия.

Успех сериала во многом связан с душещипательной историей, лежащей в основе сюжета картины. Критический сентиментальный роман Бернарду Гимарайнша «Рабыня Изаура» был издан в 1875 году и заслужил высокие оценки читателей и литературных критиков: книгу даже назвали бразильской «Хижиной дяди Тома». Сценарист сериала Жилберту Брага познакомился с романом, еще будучи школьником, — учитель литературы поручил юноше выполнить творческую работу по произведению, а тот сразу же понял, что роман можно превратить в теленовеллу, прочитав первые 10 страниц. Через 100 лет бразильский телемагнат «Глобу» выпустил легендарный сериал.

Феномен популярности «мыльных опер» основывается на применении расхожих повествовательных формул и шаблонов в изображении перипетий жизни героев. Причем, чем более типическим оказывается сюжетное клише, тем более ситуации и обстоятельства действующих лиц становятся ближе к зрителю, вне зависимости от его социального статуса и положения в обществе. Самые жизненные коллизии и интриги позволяют активно сопереживать героям сериалов, примеряя их действия на свои собственные поступки. Дополнительно такая психологическая атака на зрителя усиливается благодаря эффекту оттягивания концовки сюжета, все более и более закручивая клубок непростых взаимоотношений действующих лиц.

Однако, фабула истории «Рабыни Изауры» проста и схематична: бедной девушке-рабыне приходится бороться за свою любовь и свободу с благородным, но бесчестным сеньором Леонсио (имя героя, кстати, стало позже нарицательным — так обозначались все коварные злодеи). В основе своей чуть ли не переложение библейского сюжета об Эсфири, «Рабыня Изаура» спровоцировала наиболее романтические представления советских граждан о борьбе за свободу и справедливость. Похожий подъем по отношению к латиноамериканским собратьям испытывали в 1959 году, когда на Кубе революционерам удалось триумфально сместить ненавистного диктатора Батисту, а лозунг «Viva Cuba libre!» прозвучал на XXII съезде КПСС.

«Богатые тоже плачут» (премьера — 18 ноября 1991 года)

Центральное телевидение решило провести ряд пробных показов нескольких серий мексиканского сериала «Богатые тоже плачут», снятого еще в 1979 году. Руководство Останкино не было уверено в успехе картины, однако, после того, как показ сериала был прерван, редакция получила несколько мешков писем от разгневанных зрителей. История бедной и необразованной, но доброй и гордой Марианны Вильяреаль (Вероника Кастро) вдруг оказалась в центре внимания всех жителей страны, переживающей в тот момент один из сложнейших этапов своей истории. Невиданная продолжительность (248 серий) внедрила в русский лексикон поговорку «Богатые тоже плачут», в быт — моду на женское имя Вероника, прическу «под дикарку» и всесоюзную любовь к исполнительнице главной роли, Веронике Кастро. После триумфального завершения показа сериала, актриса посетила в 1992 году Россию, где ее встречали как национального героя: мешками писем, цветами, абсолютной овацией и полными залами.

Читайте также:  При какой температуре добавлять дрожжи

Реакция зрителей на сериал поражает своей вовлеченностью, наивностью и остротой сопереживания судьбам главных героев. Вот характерные отрывки из писем, направленных в редакцию Останкино перед встречей с Вероникой Кастро: «Мы буквально живем этим фильмом. Чистота отношений главных героев не может не восхищать. Нет очередей за продуктами, не говорят о повышении цен и о наших лидерах — все это из области мечтаний. Не говоря уже о нарядах и прическах. Нам такой фильм нужен, мы буквально считаем дни, когда снова будем смотреть этот фильм. Неужели мы не способны на создание телесериалов, которые бы захватили такое количество телезрителей? Неужели доморощенные кинематографисты способны только снимать чернуху и порнуху? Неужели не понятно, что нам это надоело смотреть?»

Не менее показательно и письмо другой зрительницы: «Мы очень переживаем и болеем за Луиса Альберто, за Марианну и за дона Альберто. Спасибо мексиканским актерам за их такой напряженный труд. Все ждем конца, чем закончится. Все говорят по-разному, в газете уже пишут, что боятся — не доживут до конца фильма. Я лично со своей семьей смотрю вечером и утром, когда есть возможность. Пишу от всех жителей нашего красивого поселка: ждем и переживаем, особенно за Луиса — сколько, бедному ему, еще терпеть неправду и ложь». Кстати, отметим, что «Богатые тоже плачут» вызвал настоящую революцию в своем жанре, став своеобразным эталоном для сериальной продукции не только Латинской Америки, но и зарождающейся российской киноиндустрии.

До перестройки в нашей стране знали, пожалуй, только два сериала – «17 мгновений весны» и «ТАСС уполномочен заявить».

Но в конце восьмидесятых, на российские экраны хлынули фильмы из-за рубежа, в том числе многосерийные, которые в один миг завоевали любовь телезрителей.

Вся Россия точно по часам садилась к голубому экрану, чтобы узнать о новых приключениях Изауры

Первым мы увидели бразильскую «Рабыню Изауру» (1976 год выпуска) – трогательную историю о красивой, чистой душой, девушке, вынужденной терпеть хозяина-тирана.

Вся Россия точно по часам садилась к голубому экрану, чтобы узнать о новых приключениях героев теленовеллы, из-за показа сериала нарушались рабочие графики (пропустить серию казалось просто невосполнимой потерей), в нашем лексиконе появилось слово «фазенда» и мы узнали о такой болезни, как «амнезия» (ею переболел каждый уважающий себя герой сериала).

Разумеется, российские телеканалы, уже начавшие в то время ощущать необходимость борьбы за аудиторию, быстро смекнули, что сериал – это гарантированный зритель в течение довольно продолжительного периода, поэтому латиноамериканское «мыло прочно обосновалось на наших экранах.

Вторым «подарком» для нас стал мексиканский проект «Богатые тоже плачут» (1979 год выпуска).

Эта теленовелла с Вероникой Кастро в главной роли полюбился нам даже больше первого: сюжет развивался в современные нам дни, а значит, и проблемы героев были нам ближе.

Постепенно «Богатые тоже плачут» приобрел характер массовой истерии: каждая серия подробно обсуждалась на работе (в транспорте, на лавочке у дома), в честь героев сериала начали называть детей, а уж прилетевшую к нам в 1992 году Веронику Кастро встречали и вовсе как родную (кстати, актриса вернулась на наши экраны несколько лет спустя, в сериале «Дикая Роза»).

Потеснить в русском сердце Веронику Кастро удалось, пожалуй, только красавице с большими грустными глазами Лусии Мендес – актрисе с титулом «мисс вселенная», сыгравшей в мелодраме «Никто, кроме тебя» (она же через несколько лет приковала наше внимание в сериале «Мариелена»).

Героини Мендес отличались от героинь Кастро врожденной интеллигентностью (а этого ох-как не хватало в тогдашней России).

Была также Виктория Руффо и ее «Просто Мария» (мексиканский вариант Фроси Бурлаковой – разве мог он не полюбиться?!), которой сопереживали миллионы россиян.

Удивительно, но мексикано-испанские мачо совсем не находили места в сердцах россиян – все симпатии априори доставались актрисам и их героиням, таким похожим на русских женщин именно своей нелегкой судьбой.

В латиноамериканских сериалах было в среднем 250 серий, и тогда нам это казалось просто фантастикой, мы называли их «бесконечными», но только до тех пор, пока телеканал РТР не запустил в эфир американскую «Санта-Барбару»…

«Санта-Барбара» всего за пару месяцев приобрела эффект масштабного социального явления

Интересно, что первоначально было закуплено всего 30 серий (на пробу) и по неизвестной причине показ начался не с первой серии (было пропущено около 200 серий!), и только увидев, что собралась невиданная ранее зрительская аудитория, было решено продолжить показ.

С появлением «Санта-Барбары» (в 1992 году) мы перешли на совершенно новый, до сих пор неизведанный, сорт «мыла», американский сериал – куда большее число серий (кстати, финал мы так и не увидели), видовые и натурные съемки (все латиноамериканские сериалы обходились несколькими павильонами, имитирующими жилища и офисы героев), большее число героев…

Кроме того, нам впервые рассказали не историю доброй девушки из провинции, а о жизни богатого американского клана со своими жестокими капиталистическими законами.

И нам понравилось, и мы сопереживали в равной степени комичной злодейке Джине и невероятно благородной Иден. Даже американские мужчины пришлись нам по вкусу (может быть, потому что в отличие от мексиканских не были либо злодеями, либо настоящими героями) – казалось, в актера Лэйна Дэвиса (или все-таки в его персонажа Мэйсона?) была влюблена вся женская половина России.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector