close

Большой театр

Обновление комплекса светотехнического оборудования



Большой театр России был основан в 1776 году, тогда же было решено возвести для него на Петровской улице в Москве каменное здание. План разработал архитектор Христиан Розенберг. В 1780 году театр был открыт. В 1805 году в результате пожара здание сгорело дотла. В течение двадцати лет труппа работала на разных сценах, а собственную обрела только 6 января 1825 года, в здании только что открывшегося Большого Петровского театра, построенного по проекту архитектора Осипа Бове. В 1843 году здание реконструировали, но в 1853 году вновь случился пожар, полностью уничтоживший театр.

 Лишь 20 августа 1856 года появилось новое здание театра – таким мы его видим и сейчас. Построили его по проекту Альберта Кавоса за 16 месяцев. При строительстве была израсходована грандиозная по тем временам сумма в 2 млн рублей.


Годы Великой отечественной войны стали серьезным испытанием для Большого театра. В октябре 1941 года взрывная волна от разорвавшейся 500-киллограммовой фугасной бомбы уничтожила декоративные лепные элементы главного фасада, повредила почти все расположенные здесь окна, сорвала дубовые входные двери и обрушила перекрытие вестибюля. Только в 1943-м театр удалось восстановить. В 50-х годах XX века архитектором И.Е. Рожиным была проведена реконструкция пристроек в его северной (сценической) части и обновлены инженерные системы. Множество локальных реконструкций и ни одного комплексного капитального ремонта привели к тому, что памятнику архитектуры и легендарной акустике театра зачастую наносился непоправимый урон. Главная театральная сцена страны находилась в аварийном состоянии, и явно назрела необходимость провести глобальные ремонтно-восстановительные работы.


Решение о реставрации и реконструкции комплекса зданий Государственного Академического Большого Театра было принято в 1987 году. Реализация проекта осуществляется в три очереди. В рамках первой очереди, завершившейся в 2002 году, реконструкции подверглись несколько старых жилых и административных зданий рядом с основным зданием. На их месте возникла Новая сцена (где разместилась трупа театра на время реконструкции главной площадки), инженерный и вспомогательный корпуса.

 


Вторая очередь строительства началась в 2005 году. Она касалась основного здания, расположенного за ним Дома Хомякова и производственно-складского комплекса на улице Плеханова (где разместился склад для контейнерного хранения и мастерские по изготовлению и ремонту декораций). В ходе работ было заменено и модернизировано сценическое технологическое оборудование.


В рамках третьей очереди планируется провести реконструкцию художественно-производственных мастерских в Петровском переулке, перенести поликлинику театра в постоянное помещение, завершить объединение всех строений Большого театра на Театральной площади и продолжить работы по техническому оснащению.

Наша компания участвовала в обновлении комплекса светотехнического оборудования.


Светотехнический комплекс


Светотехнический комплекс постановочного освещения Большого театра представляет собой сложнейшую уникальную структуру, состоящую из силовой электрической части, парка осветительных приборов и системы управления, основанной на сетевых технологиях. Сердцем всего комплекса является световая станция Eos (ETC) с серверным обеспечением и вспомогательными пультами того же семейства световых консолей, отвечающими за взаимодействия всех систем и устройств, быстрое гибкое управление приборами художественного освещения, запись, редактирование и точное воспроизведение света. Важнейшей задачей при выборе системы управления было обеспечение обратной связи со всеми устройствами и приборами, а также дистанционный мониторинг задействованных систем. Контроль над состоянием комплекса осуществляется в непрерывном режиме.


Софиты


Впервые в практике реконструкций театров в Российской Федерации были применены новые инженерные решения, не имеющие аналогов в мире. Софитные фермы с осветительными приборами, размещенными внутри, подвешены на мостовые конструкции (кран-балки) с опорными катками на левой и правой галереях. Это дает возможность передвижения вдоль оси сцены по глубине: от авансцены к арьеру сцены.


Софитные фермы выполнены многосекционными (разрезными). То есть различные части одной софитной фермы можно опускать на различную высоту от планшета сцены. Это инновационное решение дает возможность многофункционального использования установленных на софитной конструкции осветительных приборов. Появляется свобода в размещении на сцене жестких декораций разного объема и формы, живописных декораций на любом плане сцены, без привязки к жесткому расположению софитных ферм. Геометрия освещаемой зоны может быть любая, при этом сохраняется поплановый принцип организации сценического пространства.


Осветительные приборы


В нижнем ряду софитных ферм находятся прожекторы динамического освещения c различными источниками света и функциональными параметрами, а также светодиодные приборы, которые формируют контровой световой занавес. В комплексе это создает насыщенный плотный свет с неограниченной цветовой палитрой. В среднем ряду расположены профильные прожекторы (безлинзовые и гобо) со скроллерами и насадками для трафаретного рисунка. Прожекторы направлены строго вертикально, формируя сплошное покрытие планшета сцены заполняющим фактурным светом. Они смонтированы на всех софитах и образуют своеобразную световую матрицу размером с игровое пространство планшета сцены, что очень важно для балетных спектаклей с их минимумом декораций, где свету отводится особая роль в создании необходимой сценической атмосферы. В верхнем ряду расположены приборы заливающего света с цветными фильтрами. Они предназначены для освещения живописных задников и мягких декораций. Это классический вариант светильников для оперно-балетных театров. Выполнены они из легких металлов и оснащены жаропрочными фильтрами.


Проекционные мосты и осветительные башни

В связи с недостаточным запасом по высоте проекционные мосты в арьерсцене впервые в мировой практике установлены под планшетом сцены над сейфами мягких декораций. При необходимости данные конструкции поднимаются на нужную высоту до 9 м, обеспечивая рирпроекционное и контровое освещение декораций.

Под боковыми рабочими галереями размещены поплановые передвижные осветительные башни. До реставрации подобных конструкций в театре не было. Пять левых и пять правых башен оснащены приборами динамического света и способны передвигаться по планам вдоль оси сцены, а также подниматься от уровня планшета до первой рабочей галереи. Именно боковое освещение наиболее выразительно: оно придает освещаемым объектам объем и воздушную перспективу в глубине сцены.


После согласования с реставраторами в зрительном зале оборудовано восемь боковых осветительных лож плюс две ложи второго яруса. Появилась новая фронтальная проекционная ложа, оборудованная большими подъемно-опускными окнами, за которыми расположены видеопроекторы, театральные проекторы, лазерная установка. Перед фронтальной проекционной ложей оборудован балкон, где установлены прожекторы следящего света и профильные прожекторы.

Главный художник по свету Большого театра, заслуженный деятель искусств России Дамир Исмагилов так оценивает роль света в создании впечатления от постановки: «Одним из главных элементов зрительного впечатления в Большом театре являются свет и тень с их перспективным, плоскостным и пространственным расположением. От света зависит видимость действующих лиц и оформления сцены, и в этом случае он оказывает большое влияние не только на внешнее, но и на внутреннее восприятие зрителем происходящего на сцене. Создавая световую картину, художник по свету пользуется в тех или иных комбинациях физическими законами и света и тени».



В материале использованы фотографии с сайтов:  drugoi.livejournal.com   mpnw.ru   www.lightingmedia.ru